Процедура чистки инжектора или промывки форсунок на стенде


Прежде, чем приступать к этой процедуре постараемся понять, а когда такая очистка форсунок действительно необходима. Конечно, проще всего, любой, заезжающий на станцию автомобиль подвергать процедуре чистки форсунок и работа у механика есть, и деньги поступают. Но ведь хороший механик и отличается от плохого тем, что всегда грамотно ставит диагноз и не делает лишней работы. Поэтому процудуру чистки форсунок начинаем, как обычно, с диагностики и определения состояния топливной системы без ее демонтажа.

Надо сказать, что перед любой очисткой форсунок на стенде следует произвести ряд измерений, сравнение с которыми после чистки форсунок даст ответ о качестве проведенных работ. Параметры, которые могут измениться в результате очистки форсунок, это состав выхлопных газов, время впрыска (для одного и того же режима если автомобиль имеет обратную связь) и разряжение во впускном коллекторе. В зависимости от оснащенности механика измерительными приборами метод проведения диагностики будет соответствующим. Очень хорошим помощником в этом деле окажутся универсальный автомобильный сканер и мотортестер.

Итак, приступаем к проверке электрических параметров отдельных компонентов. Для этого лучше всего подойдет автосканер. Из меню датчиков и исполнительных механизмов выбираем следующие характеристики: скорость вращения двигателя; время открытия инжекторов; количество потребляемого воздуха или давление во впускном коллекторе; положение клапана регулировки холостого хода (Или количество шагов шагового двигателя холостого хода); датчик кислорода.

Очень большую помощь при проведении диагностики окажет прибор для проверки состава выхлопных газов. Как разобраться с полученными значениями при измерениях? Необходимо обзавестись справочной литературой или справочными программами с подобным материалом. У большинства автомобилей значение открытия инжектора очень похоже и находится в пределах от 2 mS до 3.5 mS, правда встречаются автомобили со временем открытия меньше 1 mS (например, Mitsubishi GDI) и гораздо больше 4,8 mS (например, Volkswagen Polo 1.0, mot. AER). Этот автомобиль мы и возьмем. И на его примере рассмотрим предварительную диагностику, чистку форсунок и диагностику полученного результата. Предварительная диагностика автомобильным сканером показала следующие результаты измерений:

1. ЭБУ зафиксировал одну (00533) ошибку некорректная работа регулятора холостого хода.
2. Время открытого состояния инжектора, измеренное при работе на холостом ходу, составляет 5.3 ms.
3. То же значение, измеренное на 2500 оборотах/мин без нагрузки, 3.5 mS.

При наблюдении сигнала с помощью мотортестера (осциллографа) становится заметной еще одна, не совсем нормальная реакция сигнала управления форсункой. После разгона двигателя до 4000 об/мин, а затем резкого закрытия заслонки, не каждый раз происходит отключение подачи топлива, так называемый режим экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ), а если происходит, то двигатель может даже заглохнуть. Работа датчика кислорода на холостом ходу как бы нормальная, но присутствуют случайные провалы, свидетельствующие о недостатке горючего. Эти провалы практически совсем исчезают с увеличением оборотов, начиная с 2000 об/мин.

Зная справочные данные по этому автомобилю, наблюдаем первое несоответствие: время открытия инжектора в режиме холостого хода может быть не более 4.8 mS; второе: нечеткая работа ЭПХХ; третье: по сигналу датчика кислорода заметны пропуски подачи топлива на холостом ходу. На первый взгляд, можно рекомендовать промывку системы без демонтажа инжекторов. Давно проверенный способ: отключаем подачу бензина из бака и присоединяем к топливной рампе устройство для промывки. Конструктивно это устройство уменьшенный вариант бензобака, в котором вместо обычного бензина применяется специальный чистящий состав. Такая методика обычно дает хороший результат в двигателях с благополучным состоянием цилиндропоршневой группы.

Чистка и проверка на стенде стоит дороже, чем предыдущий способ. Но и эффект от нее того стоит, в первую очередь потому, что задача специалиста, работающего на стенде очистки форсунок не просто почистить форсунки, а выровнять подачу топлива на все цилиндры (естественно, мы не имеем в виду вариант одинокой ультразвуковой ванны. Без полноценного стенда для очистки форсунок можно только вычистить грязь, а дальше полная неизвестность).

В хорошем стенде для очистки инжектора форсунок реализован принцип адаптивного управления и нам нет необходимости обращать внимание на возможные отличия. В более простых стендахочистки форсунок необходимо будет измерить электрическое сопротивление обмотки и установить соответствующее ему напряжение. Анализ нашей ситуации показывает необходимость снятия форсунок и чистки на стенде с обязательной заменой фильтра очистки инжектора, потому, что профилактическая промывка инжектора на автомобиле не даст желаемого результата. До начала работы по промывке, как мы уже говорили выше, проверяем работу бензонасоса.

Если насос окажется недостаточно хорош, то после очистки форсунок двигатель может не запуститься вообще. И попробуй докажи потом клиенту, что прежде следовало бы по менять насос (это одна из сложнейших ситуаций при общении с клиентом). Измерения показали: с подключенным вакуумом давление топлива 2.7 Bar, с отключенным шлангом управления вакуумом 3.4 Bar. Кратковременно пережав шланг обратного слива топлива в бак, получаем давление 6.5Bar. Это давление срабатывания ограничительного клапана самого насоса. После выключения двигателя, давление топлива около 10 минут удерживается без изменений. Вывод: насос и регулятор давления в топливной магистрали в полном порядке и можно смело проводить чистку форсунок. Аккуратно отсоединяем электрические разъемы от форсунок и освобождаем жгут проводов форсунок от дополнительных точек крепления. Отводим жгут в сторону, чтобы он не мешал демонтажу топливной рампы. Ослабляем хомут и снимаем корпус воздушного фильтра очистки, не забыв отсоединить разъем датчика температуры воздуха. Отворачиваем гайки крепления топливной рампы к впускному коллектору и аккуратно извлекаем рампу вместе с форсунками. Сейчас форсунки удерживаются в рампе только на уплотнительных кольцах.

На некоторых автомобилях форсунки удерживаются в рампе при помощи специальных скоб. Аккуратно (чтобы не повредить резиновые уплотнения) извлекаем форсунки из рампы. Вынимаем уплотнительные кольца из отверстий в коллекторе и осматриваем на предмет повреждений, если нужно кольца придется заменить новыми. Уплотнение инжектора в топливной магистрали безоговорочно меняем на новое. Хорошее правило иметь комплект расходных материалов, а для форсунок это особенно актуально. Прежде, чем что либо разбирать, убедитесь, что есть, чем заменить поврежденные детали! Перед тестированием и очисткой отмываем форсунки снаружи от «большой» грязи, чтобы продлить срок службы промывочной жидкости. Первый этап тестирования проверка герметичности форсунок. Устанавливаем давление немного выше рабочего и запускаем тест проверки.

По истечении времени теста, обычно это 60 сек. стенд для очистки форсунок сам завершит выполнение теста. Разные производители предъявляют различные требования к проведению этого теста. Например, Toyota считает допустимым появление не более одной капли топлива в течение одной минуты. Проводим тестирование на производительность и качество распыла при помощи стенда для очистки форсунок, специально созданного для этой цели. Стенд, на котором мы производим проверку, позволяет проверить работу всех форсунок одновременно или каждую в отдельности, имитируя любые режимы работы их в двигателе. При этом очень наглядно видно как в режиме, имитирующем работу двигателя на холостом ходу, меняется направление струй чуть ли не при каждом срабатывании (о распылении и говорить не приходиться). Проверяем качество распыла форсунками.

Для этого предусмотрен соответствующий режим работы стенда для очистки. Форма факела распыла зависит от конструкции форсунок. У штифтовых форсунок это конус. Допустимо появление отдельных струй, однако важно, чтобы факелы у всех форсунок были одинаковыми и горючее распылялось на мелкие частички без образования крупных капель.

После первой проверки на стенде фиксируем показания налива каждой форсунки при определенных нами условиях проверки, В данном случае это значение составило: 1 цилиндр 38 см куб, 2 цилиндр 42 см куб, 3 цилиндр 35 с куб, 4 цилиндр 39 см куб.

Все эти значения получены при давлении испытательной жидкости 3 Bar, при имитирующей частоте срабатывания 1500 об/мин и время открытого состояния форсунки 10 mS. Вся проверка продолжалась у нас 200 сек. Снимаем форсунки со стенда и при помощи приспособления, извлекаем входные фильтры очистки форсунок. Учитывая небольшую стоимость сеточки и невозможность 100 % промывки ее, а также частое разрушение ее при демонтаже, стоит порекомендовать ее замену при каждой чистке.

Разнообразие типов форсунок требует применения различных адаптеров для подсоединения к топливной рампе стенда для чистки при тестировании. В базовый комплект многих стендов для чистки форсунок такие адаптеры для тестирования форсунок входят.